ЖЕКи угрожают должникам!
Нормативного и документального обоснования конкретно неуказанным лицам – должникам по коммунальным платежам данное «послание» не имеет. Тем более, при отсутствии соответствующего решения суда, подобные мероприятия исключены. Законодательство Украины не предусматривает способы «содействовать службам исполнительных органов». Согласно Закону Украины «Об исполнительном производстве» по заявлению взыскателя государственный исполнитель одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства может наложить арест на имущество и средства должника, о чем выносится соответствующее постановление. Для открытия исполнительного производства обязателен исполнительный документ.
В данном случае речь идет о судебном приказе − особой форме судебного решения, которое выносится судом по результатам рассмотрения требований, предусмотренных статьей 96 Гражданского процессуального Кодекса (далее − ГПК). То есть, до рассмотрения дела в судебном порядке какие либо посягательства на имущество должника и даже угроза такого посягательства являются незаконными.
Тем не мене, полностью игнорировать предупреждение о необходимости оплаты коммунальных услуг и накапливать существенный долг (более чем 11 470,00 грн.) за жилищно-коммунальные услуги, как показывает практика, не желательно. Так, в соответствии со ст.96 ГПК судебный приказ может быть выдан в случае, если заявлено требование о взыскании задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг, телекоммуникационных услуг, услуг телевидения и радиовещания.
Рассмотрение заявлений судом проходит оперативно. Процессуальный закон требует от судей принятия решения об открытии приказного производства или отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа не позднее следующего дня со дня поступления такого заявления в суд.
В случае принятия решения об открытии приказного производства, суд в трехдневный срок с момента вынесения такого постановления выдает судебный приказ по существу заявленных требований. На практике, в виду «перегруженности» наших судов, срок с момента подачи заявления о взыскании задолженности по коммунальным платежам может достигать полутора-двух месяцев.
С целью процессуальной экономии такие дела рассматриваются в приказном производстве без присутствия ответчика − выдача судебного приказа проводится без судебного заседания и вызова взыскателя и должника для заслушивания их объяснений (ч. 2 ст. 102 ГПК).
Зачастую жильцы узнают о факте выдачи в отношении них судебного приказа уже при получении его копии на почте или после общения с представителями исполнительной службы (что само по себе вряд ли подарит положительные эмоции жильцу).
Размер судебных издержек, на который соответственно увеличится сума, подлежащая взысканию, рассчитать просто. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе» судебный сбор взимается в соответствующем размере от минимальной заработной платы в месячном размере, установленной законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд. За подачу заявления о выдаче судебного приказа взимается судебный сбор в размере 50 % ставки, которая определяется из оспариваемой суммы в случае обращения к суду с иском в порядке искового производства (1 % от суммы исковых требований, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы и не более 3 размеров минимальной заработной платы). Таким образом, в 2013 году минимальная сума судебных издержек составит 114, 70 грн.
В силу ст. 59 Закона Украины «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество должника заключается в его аресте, исключении и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на средства должника в гривнах и иностранной валюте, другие ценности, в том числе средства на счетах и вкладах должника в банках и других финансовых учреждениях, на счета в ценных бумагах в депозитариях ценных бумаг.
В случае отсутствия у должника средств и других ценностей, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается также на принадлежащее должнику другое имущество, за исключением имущества, на которое по закону не может быть наложено взыскание. Должник имеет право предложить те виды имущества или предметы, на которые необходимо в первую очередь обратить взыскание. Очередность взыскания на средства и другое имущество должника окончательно определяется государственным исполнителем (ч. 5 ст. 59 указанного Закона).
К имуществу неподлежащему взысканию, в частности, относятся все детские вещи, 1 холодильник на семью и др. (полный перечень приведен в дополнении к Закону Украины «Об исполнительном производстве» от 21 апреля 1999 года N 606 – XIV).
Взыскание на имущество должника обращается в размере и объеме, необходимых для выполнения по исполнительным документом, с учетом взыскания исполнительного сбора, расходов, связанных с организацией и проведением исполнительных действий, штрафов, наложенных на должника во время исполнительного производства. В случае, если должник владеет имуществом совместно с другими лицами, взыскание обращается на его долю, которая определяется судом по предоставлению государственного исполнителя.
В данном контексте следовало бы обратить внимание лиц, оформивших комментируемое объявление, что ссылка на то, что арест будет наложен «на имущество, которое принадлежит Вам и иным членам Вашей семьи» не имеет правового обоснования.
Особое внимание, по нашему мнению, следует обратить на положение ч. 7 ст. 59 того же Закона, состоящее в том, что в случае, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает десяти размеров минимальной заработной платы, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено это жилье, не осуществляется. В таком случае государственный исполнитель обязан принять все меры для выполнения решения за счет другого имущества должника. С 01.01.2013 по 30.11.2013 установлен размер минимальной заработной платы в 1147 грн., следовательно, 1147 х 10 = 11 470,00 грн.
Таким образом, во избежание усложнения ситуации мы все же рекомендуем не превышать суму задолженности по коммунальным платежам более чем на 11 тыс. грн.
На практике у нашего клиента была ситуация: нескольких лет квартира сдавалась в аренду, недобросовестные квартиросъемщики коммунальные платежи не оплачивали, как впоследствии оказалось, ЖБК соответствующие квитанции вообще по адресу данной квартиры не направлял. В результате чего, дождавшись, когда сумма возрастет до «желаемого» уровня, ЖБК подал заявление в суд и уже на основании судебного приказа пытались удовлетворить требования за счет наложения взыскания на имущество должника. Конечно, в последствии такое намерение реализовано не было, но дополнительные временные и некоторые финансовые затраты жилец понес.
Каждый случай индивидуален и для разрешения конкретного правового вопроса нужен персональный подход и комплексный анализ обстоятельств (универсального практического механизма нет). Можем порекомендовать общие «превентивные меры» для того, чтобы минимизировать риски негативных последствий в случае наличия долга по коммунальным платежам. Как уже отмечалось, стоит контролировать порядок оплаты коммунальных платежей, если такое обязательство, по каким либо причинам Вы возложили на третьих лиц. В соответствии со ст.68 Жилищного кодекса наниматели обязаны своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги.
Не допускать задолженность за коммунальные услуги свыше 11 470,00 грн.
Если Вы все же получили судебный приказ о взыскании задолженности и не согласны с расчетом взыскателя, определенной в данном исполнительном документе размером суммы долга или при других условиях, вызывающих ваше не согласие провести оплату − обжаловать судебный приказ. Должник имеет право в течение десяти дней со дня получения копии судебного приказа и прибавленных к ней документов подать заявление о его отмене. Если суд по результатам рассмотрения заявления об отмене судебного приказа принял постановление об оставлении такого заявления без удовольствия, то есть еще 10 дней для подачи апелляционной жалобы.
В случае, если исполнительное производство началось, можно отсрочить выполнение решения путем обжалования действий государственного исполнителя. Также следует проанализировать ситуацию и установить имущество, находящееся в собственности должника и имущество, на которое может быть возложено взыскание. В случае, если погашение долга усложнено в силу весомых обстоятельств, государственный исполнитель или должник может подать заявление об отсрочке, рассрочке выполнения, изменения или установления способа и порядка выполнения судебного решения.
Относительно «предупреждения» о запрете на выезд, то государственный исполнитель в случае уклонения должника от выполнения обязательств, имеет право обращаться в суд за установлением временного ограничения выезда должника — физического лица или руководителя должника — юридического лица за пределы Украины. То есть, необходимо наличие отдельного судебного решения. В таком случае, чтобы не попасть в разряд «злостно уклоняющихся» от уплаты долгов лиц, можно по мере возможности перечислять на счет исполнительной службы «посильные» сумы.
Таким образом, существуют различные способы защиты прав и законных интересов должника, следовательно, при возникновении проблемы имеет смысл вовремя обратиться к специалисту.
Согласно ст. 24 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» балансодержатель имеет право обращаться в суд об обращении взыскания на имущество лиц, которые отказываются оплачивать счета за потребление жилищно-коммунальных услуг или возмещать причинённый ущерб имуществу, находящемуся у него на балансе.
Для того, чтобы получить судебный приказ ООО «Житловик плюс» необходимо сперва надлежащим образом оформить заявление с соблюдением требований ГПК по каждому отдельному должнику, оплатить судебный сбор, подать в частности: договор о предоставлении коммунальных услуг; копии правоустанавливающих документов: справку или регистрацию должника по месту жительства; детальный, документально подтвержденный, расчет суммы задолженности за определенный период. Можно смело предположить, что учитывая организационный потенциал, трудовые и финансовые ресурсы большинства балансодержателей, ожидать в столь короткий срок массовых «запланированных мероприятий» в отношении должников по коммунальным услугам не стоит.